Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Слово «поучение» в сознании современного человека довольно прочно связано со скукой и лицемерием. Однако у египтян поучения были излюбленным жанром — и не случайно. Египетские поучения — это размышления о человеке и обществе, о душе и теле, о времени и вечности.

Похвально трудиться ради грядущего.
Прозорливого чтут, простодушный же
обречён на презрение...
Жалок алчущий земли для себя, глупец —
завидующий имущему.
Проходит жизнь на земле, не длится
долго она; счастлив тот,
кого вспоминают...
Смело шествуй по местам потаённым,
там, где ступает душа путём,
ведомым ей одной.
Не вернётся она на пути свои
дня вчерашнего, не обратить её вспять
никакими заклятиями, и всегда
достигает она дарующего ей воду её.

Здесь «места потаённые» — загробный мир; «дарующий воду» — владыка подземного мира Осирис. В тех же поучениях содержатся и наставления правителям:

Поступай по истине, и долог будет
твой век на земле.
Утешь плачущего, не притесняй вдовы,
не лишай сына наследия отца его,
не причиняй ущерба сановнику.
Остерегайся карать неповинного.
Не убивай — бесполезно это тебе.
Наказывай битьём и заточением,
и порядок воцарится в стране;
казни только мятежника, чьи замыслы
обнаружены, ибо ведом богу
злоумышляющий, и покарает его бог
кровью его...
Не карай человека, если ведом тебе
добрый нрав его, если он сотоварищ твой,
обучавшийся вместе с тобою письму.
«Поучение гераклеопольского царя,
имя которого не сохранилось,
своему наследнику Мерикаре»

(здесь и далее перевод М.А. Коростовцева)

Из подобных наставлений возникает картина идеального общества, идеального правителя и идеального человека. К ним примыкают тексты, оплакивающие современность и обличающие её за то, что она так непохожа на идеал:

Нищета по всей стране.
Нет ныне людей в белой одежде.
Воистину, перевернулась земля,
подобно гончарному кругу.

Грабитель стал богачом, богач
превратился в грабителя...
Воистину, река полна крови,
и всё же пьют из неё...

Воистину, опасность подстерегает
на всех путях: сидят в кустах по ночам

грабители, поджидая одинокого
путника, чтобы отобрать его ношу.
Берут они всё, что на нём, и убивают
его преступно ударами палок...

«Речения Ипуера»

Поклонение богу солнца Атону (Эхнатон и Нефертити с дочерью). Рельеф. XIV в. до н. э.

Но над всем этим страшным миром возвышается мудрое и отточенное слово, подвластное писцу. Похвалы уделу писца во множестве содержатся в поучениях, причём в них наряду с описаниями спокойной и обеспеченной жизни чиновника звучит и тема вечности книжного слова — её русский читатель знает прежде всего по «Памятнику» А С. Пушкина. Вот как она выглядела в Древнем Египте:

Книга лучше расписного надгробья
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина.
Человек угасает, тело его становится
прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют вспоминать его
Устами тех, кто передаёт это
в уста других...

«Прославление писцов» (перевод А. А. Ахматовой)

Литература впервые появляется в Древнем Египте. Любовь и тоска по родине, страх смерти и уверенность в загробном воздаянии, захватывающие приключения и глубокие размышления — всё это наконец отливается в письменную речь.

Статуи фараона Рамсеса II на фасаде храма в Абу-Симбеле. XIII в. до н. э.

назад
в начало  1  2  3  главная
далее

Визитная карточка

Дополнительные очерки
Похвала фараону
Забвение и память
Хвала Энлилю
Инанна в "Стране без возврата"
"Ассаргадон"
Как Мардук творит мир
На дощечке, шёлке, бумаге
Как звучат китайские стихи
Притча о силе и слабости
Сыма Цянь описывает жизньЧжуань-цзы
Как появились варны
"И вот из огня явился мир жизни"
Как боги обманули асуров
"Мудрые... поистине во всём сдержаны"
"Скорбь Агурамазды"
Йима
Состав Ветхого Завета
Иосиф Прекрасный
Завет и Законы
Септуагина

 

Hosted by uCoz