Комментаторы же утверждали, что в этой лирической
песне угадываются помыслы государыни: «Она должна быть опорой и
помогать своему благородному супругу находить мудрых людей... Она
размышляет об этом и утром, и вечером, являя крайнюю заботу и усердие».
|
Чиновники собирали
песни, чтобы правитель знал, о чём думают его подданные. В одном
из древних трактатов говорилось: «Мелодии, которые поёт хорошо
управляемый народ, прекрасны своей весёлостью: значит, управление
в полной гармонии со всем; мелодии, которые поёт анархичный
народ, выражают гневные жалобы: значит, правители в разладе
со всеми делами; мелодии, которые слышатся в государстве, находящемся
на пути к погибели, — это жалобы и грустные мысли, так как народ
в отчаянии». |
Ритуальный сосуд для вина. II тысячелетие
до н. э.
Набор ритуальных сосудов. Коней II
— начало I тысячелетия до н. э.
Чиновник — дух дверей. Китайский лубок.
ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА
Китайская культура и литература основаны на двух
мировоззрениях — конфуцианстве и даосизме. Основателем первого был
китайский философ Конфуций, живший в 551—479 гг. до н. э. (см. статью
«Конфуций и его учение» в томе «Религии мира», часть 2, «Энциклопедии
для детей»).
Конфуция более всего интересовало устройство общества
и государства. Он считал, что надо вернуться к порядкам древних
мифических правителей Яо и Шуня. Тогда каждый подданный обладал
человеколюбием, младшие почитали старших, а старшие заботились о
младших. Гармония в обществе достигалась не за счёт жестокости властей,
а добровольным соблюдением норм поведения. Поэтому конфуцианцы,
веря в облагораживающее влияние искусства, высоко ценили литературу
прошлого, сохраняли и комментировали её. По преданию, сам Конфуций
составил свод «Ши цзин», отобрав эти песни из трёх тысяч имевшихся
в его распоряжении.
Он советовал «начинать образование с поэзии, упрочивать
его правилами, завершать музыкой», считая поэзию обязательным условием
воспитания «благородного мужа» — в первую очередь потому, что поэзия,
будучи подчинена определённым правилам организации текста, противостоит
хаосу.
Фронтиспис с портретом Конфуция из
книги «Житие Кунг-тсэе, или Конфуциуса». Издание 1790 г. Санкт-Петербург.
назад
в начало 1
2 3
главная
далее
|