ГЕСИОД
Греки считали,
что у их обожаемого Гомера был соперник по имени Гесиод (VIII—VII
вв. до н. э.). Они хранили легенду о том, как два поэта состязались
в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод — и не потому,
что Гомер был хуже, а потому, что его поэмы о войне, а Гесиод
воспевал мир.
Действительно,
Гесиод написал поэму «Труды и дни», где расписана по дням и часам
трудовая жизнь земледельца. Десятки подробных хозяйственных советов
даёт Гесиод:
В
позднюю осень, когда |
ослабляет
паляшее солнце
|
Жгучий
свой зной потогонный... |
...................................................................... |
Самое
время готовить |
из
дерева нужные веши.
|
Срезывай
ступку длиной в три |
стопы,
а пестик — в три локтя;
|
Ось
—длиною в семь стоп, — |
всего
это будет удобней;
|
Если
ж и в восемь, то выйдет |
ещё
из куска колотушка.
|
...................................................................... |
Быков
же
|
Девятилетних
себе покупай ты, |
вполне
возмужалых:
|
Сила
таких немала, и всего они |
лучше
в работе.
|
Драться
друг с другом не станут |
они
в борозде, не сломают
|
Плуга
тебе, и в работе |
твоей
перерыва не будет.
|
|
(Здесь
и далее перевод В. В. Вересаева.)
|
Есть у него
и чисто житейские советы:
В
эту бы пору советовал я, |
для
укрытия тела,
|
Мягкий
плащ надевать и хитон, |
до
земли доходящий...
|
....................................................................... |
...В
них одевайся, чтоб волосы |
кожи
твоей не дрожали
|
И
не стояли по телу торчмя, |
не
ерошились зябко.
|
На
ноги — обувь из кожи быка, |
что
не сдох, а зарезан;
|
В
пору тебе чтоб была и выстлана |
войлоком
мягким.
|
Есть в «Трудах
и днях» и советы для мореплавателей, хотя автор сам признаётся,
что в морском деле разбирается плохо, поскольку плавал по морю
только один раз — на остров Эвбея, где и происходили состязания
поэтов. Но «Труды и дни» — не просто справочник земледельца и
мореплавателя. Гесиод учит людей основам житейской мудрости: как
жить по справедливости и по правде, как относиться к ближнему,
как не гневить богов. Поэтому в «Трудах и днях» так много поучений
— то в виде кратких назидательных высказываний («Истая язва —
сосед нехороший; хороший — находка» или: «Жгучего голода тот избежит,
кто копить приучился»), то в виде басни:
Вот
что однажды сказал соловью |
пестрогласному
ястреб,
|
Когти
вонзивши в него |
и
неся его в тучах высоких.
|
Жалко
пищал соловей, |
пронзённый
кривыми когтями,
|
Тот
же властительно с речью |
такою
к нему обратился:
|
|
«
Что ты, несчастный, пищишь? |
Ведь
намного тебя я сильнее!
|
Как
ты ни пой, а тебя |
унесу
я, куда мне угодно.
|
И пообедать
могу я тобой,
|
и
пустить на свободу.
|
Разума
тот не имеет, кто |
мериться
хочет с сильнейшим:
|
Не
побелит он его, — |
к
униженью лишь горе прибавит!».
|
На первый
взгляд нравоучительная поэма Гесиода так мало похожа на «Илиаду»
и «Одиссею», что непонятно, на каком основании греки сравнивали
этих двух поэтов. Но основание у них всё же было: и гомеровские,
и гесиодовские поэмы принадлежат одному жанру — эпосу, правда,
двум его разновидностям. Гомеровский эпос — героический, а гесиодовский
— дидактический, т. е. наставительный. Оба пользуются одним размером
— гекзаметром, одним эпическим диалектом, понятным всей Греции,
одними и теми же «формульными» приёмами. Только героический эпос
повествует о ратном труде, а дидактический — о мирном.
Однако главное
отличие Гесиода от Гомера состоит в том, что в гомеровских поэмах
почти никогда не слышен голос автора. А уж о самом певце ни из
«Илиады», ни из «Одиссеи» ничего не узнаешь. Зато в поэмах Гесиода
не только постоянно ощущается авторское присутствие, но и рассказывается
о нём самом, о его семье. Именно поэтому существование Гесиода
как реального человека никогда не подвергалось сомнению.
Но вот что
любопытно. В разных поэмах Гесиода личность автора обрисована
по-разному. В «Трудах и днях» это хозяйственный, практически мыслящий
и безупречно добродетельный гражданин, имеющий право поучать и
наставлять всех, хотя формально поэма обращена к одному человеку
— брату Гесиода по имени Перс, нерадивому и склочному. А в поэме
«Теогония» (буквально «Рождение богов») Гесиод рисует генеалогию
богов от самого начала, от появления Хаоса, т. е. Пространства
(греческое слово «хаос» не означает «беспорядок»; оно происходит
от глагола «хаско» — «зевать» и значит «зев», «зияние», «пустота»),
и Геи — Земли. И здесь перед читателем вдохновенный и возвышенный
поэт, которому боги открыли тайну рождения мира и богов. В этих
сменах авторского образа сказывается очень важная особенность
античной литературы: жанр властвует над автором. Избирая жанр,
сочинитель избирал себе облик, маску, которая часто не имела ничего
общего с ним самим как с живым человеком.
назад
в
начало
главная
далее