Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие
ГЕСИОД

Греки считали, что у их обожаемого Гомера был соперник по имени Гесиод (VIII—VII вв. до н. э.). Они хранили легенду о том, как два поэта состязались в поэтическом мастерстве. Победителем вышел Гесиод — и не потому, что Гомер был хуже, а потому, что его поэмы о войне, а Гесиод воспевал мир.

Действительно, Гесиод написал поэму «Труды и дни», где расписана по дням и часам трудовая жизнь земледельца. Десятки подробных хозяйственных советов даёт Гесиод:

В позднюю осень, когда
ослабляет паляшее солнце
Жгучий свой зной потогонный...
......................................................................
Самое время готовить
из дерева нужные веши.
Срезывай ступку длиной в три
стопы, а пестик — в три локтя;
Ось —длиною в семь стоп, —
всего это будет удобней;
Если ж и в восемь, то выйдет
ещё из куска колотушка.
......................................................................
Быков же
Девятилетних себе покупай ты,
вполне возмужалых:
Сила таких немала, и всего они
лучше в работе.
Драться друг с другом не станут
они в борозде, не сломают
Плуга тебе, и в работе
твоей перерыва не будет.
 
(Здесь и далее перевод В. В. Вересаева.)

Есть у него и чисто житейские советы:

В эту бы пору советовал я,
для укрытия тела,
Мягкий плащ надевать и хитон,
до земли доходящий...
.......................................................................
...В них одевайся, чтоб волосы
кожи твоей не дрожали
И не стояли по телу торчмя,
не ерошились зябко.
На ноги — обувь из кожи быка,
что не сдох, а зарезан;
В пору тебе чтоб была и выстлана
войлоком мягким.

Есть в «Трудах и днях» и советы для мореплавателей, хотя автор сам признаётся, что в морском деле разбирается плохо, поскольку плавал по морю только один раз — на остров Эвбея, где и происходили состязания поэтов. Но «Труды и дни» — не просто справочник земледельца и мореплавателя. Гесиод учит людей основам житейской мудрости: как жить по справедливости и по правде, как относиться к ближнему, как не гневить богов. Поэтому в «Трудах и днях» так много поучений — то в виде кратких назидательных высказываний («Истая язва — сосед нехороший; хороший — находка» или: «Жгучего голода тот избежит, кто копить приучился»), то в виде басни:

Вот что однажды сказал соловью
пестрогласному ястреб,
Когти вонзивши в него
и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал соловей,
пронзённый кривыми когтями,
Тот же властительно с речью
такою к нему обратился:
 
« Что ты, несчастный, пищишь?
Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты ни пой, а тебя
унесу я, куда мне угодно.

И пообедать могу я тобой,

и пустить на свободу.

Разума тот не имеет, кто

мериться хочет с сильнейшим:

Не побелит он его, —
к униженью лишь горе прибавит!».

На первый взгляд нравоучительная поэма Гесиода так мало похожа на «Илиаду» и «Одиссею», что непонятно, на каком основании греки сравнивали этих двух поэтов. Но основание у них всё же было: и гомеровские, и гесиодовские поэмы принадлежат одному жанру — эпосу, правда, двум его разновидностям. Гомеровский эпос — героический, а гесиодовский — дидактический, т. е. наставительный. Оба пользуются одним размером — гекзаметром, одним эпическим диалектом, понятным всей Греции, одними и теми же «формульными» приёмами. Только героический эпос повествует о ратном труде, а дидактический — о мирном.

Однако главное отличие Гесиода от Гомера состоит в том, что в гомеровских поэмах почти никогда не слышен голос автора. А уж о самом певце ни из «Илиады», ни из «Одиссеи» ничего не узнаешь. Зато в поэмах Гесиода не только постоянно ощущается авторское присутствие, но и рассказывается о нём самом, о его семье. Именно поэтому существование Гесиода как реального человека никогда не подвергалось сомнению.

Но вот что любопытно. В разных поэмах Гесиода личность автора обрисована по-разному. В «Трудах и днях» это хозяйственный, практически мыслящий и безупречно добродетельный гражданин, имеющий право поучать и наставлять всех, хотя формально поэма обращена к одному человеку — брату Гесиода по имени Перс, нерадивому и склочному. А в поэме «Теогония» (буквально «Рождение богов») Гесиод рисует генеалогию богов от самого начала, от появления Хаоса, т. е. Пространства (греческое слово «хаос» не означает «беспорядок»; оно происходит от глагола «хаско» — «зевать» и значит «зев», «зияние», «пустота»), и Геи — Земли. И здесь перед читателем вдохновенный и возвышенный поэт, которому боги открыли тайну рождения мира и богов. В этих сменах авторского образа сказывается очень важная особенность античной литературы: жанр властвует над автором. Избирая жанр, сочинитель избирал себе облик, маску, которая часто не имела ничего общего с ним самим как с живым человеком.

назад
в начало  главная
далее

Hosted by uCoz