Другой миф рассказывает о схождении Инанны в преисподнюю
— «Страну без возврата». Что понадобилось богине в мире мёртвых,
из дошедшего до наших дней текста понять очень трудно. Сама она
объясняет, что хотела справить погребальные обряды по супругу своей
сестры Эрешкигаль — владычицы подземного царства. Из другого места
сказания, однако, можно заключить, что Инанна хотела каким-то образом
подчинить подземный мир себе.
Сиена жертвоприношения. Фрагмент настенной
росписи. XXVIII в. до н. э.
Женская голова. Междуречье. Около
2500 г. до н. э.
Ещё один цикл шумерских сказаний повествует о подвигах
правителей города Урук. Наиболее известный из этих правителей —
Гильгамеш, легенды о котором слагались много веков после того, как
самый звук шумерской речи был забыт.
|
Гильгамеш
— аккадское имя, по-шумерски его звали, вероятно, Бильга-Мес
(Предок-Герой). Учёные считают Гильгамеша реальной исторической
личностью — пятым правителем I династии города Урука в Шумере
(конец XXVII - начало XXVI в. до н. э.). |
Гильгамеш — не бог (хотя матерью его была богиня
Нинсун), а мифический герой — богатырь, подобный Ахиллу или Илье
Муромцу.
Гильгамеш чувствует в себе мощь, но не сразу находит
ей применение. Наконец жажда славы, которая рождается из размышлений
о бренностичеловеческой жизни, толкает его на подвиги:
...В моём городе умирают люди, горюет сердце!
Через стену городскую свесился я,
Трупы в реке увидел я,
Разве не так уйду и я? Воистину так, воистину так!
Самый высокий не достигнет небес,
Самый огромный не покроет земли,
Гаданье на кирпиче не сулит жизни!
В горы пойду, добуду славы!
Среди славных имён себя прославлю!
Где имён не славят, богов прославлю!
|
В жажде подвигов Гильгамеш взывает к солнечному богу
Уту и получает от него семь волшебных помощников — это одновременно
и амулеты, и живые существа. Тогда герой набирает дружину и в сопровождении
слуги Энкиду отправляется на гору кедров, которую стережёт чудовище
Хувава. По пути они преодолевают семь гор — каждую с помощью одного
из чудовищ-амулетов. Затем Гильгамеш погружается в богатырский сон.
Во сне он, по-видимому, получает откровение, потому
что встаёт с твёрдым намерением убить Хуваву: «...Доколе муж тот,
— муж ли он, бог ли он, — доколе не будет схвачен он, / В горы буду
стремить мой путь, от города — прочь стремить мой путь!». Хувава
насылает на Гильгамеша и его дружину свои чары, имеющие образ лучей-молний.
Но спутники героя рубят кедры, в которых заключена волшебная сила
Хувавы, и с каждым срубленным кедром теряет силу один из магических
лучей. Хувава молит о пощаде, и Гильгамеш готов пощадить его, но
Энкиду противится решению господина и сам отрубает голову чудищу.
Эту голову Гильгамеш приносит Энлилю, но тот вместо награды и похвалы
проклинает убийцу Хувавы. Ведь Эн-лиль — покровитель мирового порядка,
а Хувава был частью этого порядка.
Шумерский язык вымер, по-видимому, уже к концу И
тысячелетия до н. э., и на смену шумерской пришла аккадская культура
(её также называют ассиро-вавилонской: могучие державы Ассирия и
Вавилония были созданы племенами аккадцев). Но ещё долгое время
шумерский оставался языком культуры, как латынь в средневековой
Европе или церковнославянский в Древней Руси. И аккадская литература
во многом была продолжением и развитием шумерской.
Ритуальный сосуд с изображением Гильгамеша.
Начало III тысячелетия до н. э. Урук.
назад
в начало 1
2 3
4 5
главная
далее
|