Как и брак, отношения Бога и Его народа в Ветхом
Завете основаны на договоре (слово «завет» и означает «договор»),
причём добровольном: еврейский народ состоит из потомков тех, кто
некогда по собственной воле принял власть Бога. И этот договор нерасторжим
даже в большей степени, чем брак, ибо у евреев развод допускался.
Священная история, изложенная в Ветхом Завете, — история того, как
Бог доказывал Свою неизменную верность заключённому союзу и наказывал
людей за его нарушение.
Завет Бога с людьми разворачивается во времени —
и само представление о времени от этого меняется. Язычество представляло
время как систему кругов: за прошедшим днём приходит новый, годы
сменяют друг друга, вот так же однажды замкнётся и круг мировой
эпохи — и всё начнётся заново. В Библии круг разомкнулся, время
потекло по прямой: от сотворения мира — к Всемирному потопу, от
Ноя — к Аврааму, от Авраама — к Давиду и Соломону и дальше, дальше
— в то отдалённое будущее, когда явится Мессия и вернёт миру былую
гармонию.
Это грандиозное историческое повествование составляет
основу Ветхого Завета, подчиняя себе произведения прочих жанров
— от древнего заклинания до философской и любовной лирики, от свода
законов до пророческого видения. Такая роль исторического начала
объясняется именно единобожием еврейской религии. В ней нет места
языческим сюжетам о космических браках и космических битвах. Господь
не имеет подобных Себе, Его деяния разворачиваются не в горизонтальной
плоскости, т. е. направлены не на иных богов и не на природные стихии,
а в вертикальной: Библия рассказывает о взаимоотношениях Бога и
человека.
«В НАЧАЛЕ»
Первые книги Библии — Пятикнижие Моисея — повествуют
о начале мира, начале человечества и начале еврейского народа. Книга
Бытия, открывающая Священное Писание, в оригинале называется Берейшит,
т. е. «В начале» (по первым словам: «В начале сотворил Бог небо
и землю...»).
Сотворение мира — важная часть любой мифологии. Мифы
разных народов во многом схожи, но библейский рассказ не похож ни
на один из них. В нём нет ни усилия родов, ни усилия битвы, ни усилия
работы — мир покорно возникает из небытия, повинуясь Божиим речениям:
«...да будет свет... да будет твердь посреди воды, и да отделяет
она воду от воды... да соберется вода, которая под небом, в одно
место, и да явится суша». Этих речений десять — как впоследствии
Десять заповедей лягут в основу человеческого порядка, так десять
творящих речений создают порядок космический.
Рембрандт. Гостеприимство Авраама.
Гравюра. 1656г.
Адам даёт имена животным. Средневековая
миниатюра. Коней XII в. Англия.
Пятикнижие по-еврейски называется Тора (Закон). И
действительно, значительная часть Пятикнижия — законы в самом буквальном
смысле этого слова: «Если кто украдет вола или овцу и заколет или
продаст, то пять волов заплатит за вола, и четыре овцы за овцу.
Если кто застанет вора подкапывающего, и ударит его... Если кто
потравит поле или виноградник...». С ними соседствуют иные законы
— уже не юридического, а нравственного порядка: «Не внимай пустому
слуху, не давай руки твоей нечестивому... Не следуй за большинством
на зло...». Эти законы не отделены друг от друга: оба «кодекса»
имеют источником волю Божию. А от законов никак не отделяются повествовательные
части, они тоже направлены на выявление должного, на его отделение
от неправильного и неправедного. Любой сюжет рассказывается для
того, чтобы читатель извлёк для себя назидание. Так, сотворение
женщины предваряется словами Господа, которые продиктованы ощущением
«правильности»: «...не хорошо быть человеку одному» — и заканчивается
нравственным предписанием: «...оставит человек отца своего и мать
свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Там, где
у других народов — миф, в Библии — притча, наставление.
Сотворение женщины. Гравюра XVIII
в. по рисунку Рафаэля.
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее
|