За нечестие и несправедливость Господь покарает Израиль,
говорят пророки и пытаются вразумить народ описаниями грядущих бед.
Однако за неправедностью современности, за всеми бедами грядущего
они провидят иные картины — конечное торжество света, связанное
с приходом Мессии, посланца Божия:
Он будет судить бедных
по правде, |
и дела страдальцев земли
решать |
по истине...
|
Тогда волк будет жить
вместе |
с ягненком,
|
и барс будет лежать вместе
|
с козленком...
|
|
(Из Книги пророка Исаии.)
|
Книга пророка Исаии. Около 100 г.
до н. э.
ХВАЛЕНИЕ И НЕЖНОСТЬ
Литературы Древнего мира многим отличаются от современных.
Одно из отличий состоит в том, что они рассчитаны не на читателя,
а на слушателя. И слушателя они хотят не развлечь, не дать ему возможность
полюбоваться чем-то со стороны, а заклясть, убедить, окликнуть.
Поэтому речь строится так, чтобы остаться в памяти. Незаменимое
подспорье в этом — ритм. Ветхий Завет пронизан ритмом, и во многих
частях он стихотворный.
Когда заходит речь о библейской поэзии, прежде всего
вспоминают Псалтирь. Слово это греческое, обозначает музыкальный
инструмент, похожий на арфу, — видимо, под его аккомпанемент когда-то
исполняли некоторые псалмы — гимны. Еврейское же название книги
переводится как «Хваления». Традиция приписывает её авторство царю
Давиду (X в. до н. э.). Автором всех 150 псалмов, однако, он быть
не мог: во многих из них упоминаются или подразумеваются события,
произошедшие значительно позже его смерти. Но некоторые псалмы действительно
так или иначе соотносятся с событиями из жизни Давида, описанными
в Первой и Второй книгах Царств.
Читателя, воспитанного на европейской поэзии, удивляет
в псалмах отсутствие стройности, плавного развития темы, к чему
он привык В каждом псалме — напряжённость чувств, чередование которых
так прихотливо, что переходы от одного к другому непредсказуемы.
Например, псалом 52 начинается с обличения не верующих в Господа:
«Сказал безумец в сердце своем: „нет Бога". Развратились они и совершили
гнусные преступления; нет делающего добро», а заканчивается упованием
на возвращение евреев из вавилонского плена: «Кто даст с Сиона спасение
Израилю! Когда Бог возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется
Иаков и возвеселится Израиль». Поток восхвалений, покаяний, обличений
и упований настолько един и в то же время настолько неоформлен,
что в иудейской и христианской традициях его делят по-разному: границы
псалмов не везде совпадают.
Другое знаменитое произведение библейской поэзии
— Книга Песни песней Соломона. Она гораздо ближе к нашему привычному
представлению о поэзии. Это один из высочайших образцов любовной
лирики.
Удивление вызывает только одно: что делают свадебные
песни (в сущности, Песнь песней почти драма, воспроизводящая свадебный
обряд) в священной книге? «Положи меня, как печать, на сердце твое,
как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта,
как преисподняя, ревность...» — прекрасные поэтические строки, но
при чём здесь вера?
Чтобы понять это, нужно помнить, что брак — древнейший
и многозначный символ. Через образы брака описаны отношения Господа
и избранного Им народа. Так же описывали отношения народа с царём
или души — с Богом. Поэтому свадебная образность была открыта самым
разным религиозным толкованиям, нимало не теряя своего мирского
и даже эротического оттенка:
О, ты прекрасна, возлюбленная
моя, |
ты прекрасна!
|
глаза твои голубиные |
под кудрями твоими;
|
волосы твои — как стадо
коз, |
сходящих с
горы Галаадской...
|
как лента алая губы твои, |
и уста твои любезны...
|
два сосца твои — как двойни
молодой |
серны, пасущиеся
между лилиями.
|
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее
|