Рембрандт. Адам и Ева. Гравюра 1638
г.
Первоначальная гармония сотворённого мира скоро нарушается:
происходит грехопадение. Сорвав запретный плод, люди вышли из воли
Божией и отныне предоставлены собственному своеволию. Один за другим
следуют сюжеты, демонстрирующие порождения этого своеволия: о том,
как Каин убивает своего брата; о загадочном небесном блуде («...сыны
Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их
себе в жены... и они стали рождать им: это сильные, издревле славные
люди»), о Всемирном потопе и, наконец, Вавилонской башне — попытке
человека собственными силами стать подобным Богу. И опять очевидно
коренное отличие древнееврейского Писания от языческих мифологий.
Браки смертных женщин со сверхъестественными существами у другого
народа породили бы (и порождали) мифы о героях-полубогах, библейский
же автор брезгливо отстраняется от этой мерзости. В шумеро-аккадском
мифе боги насылают потоп, чтобы люди им не надоедали, в Библии Господь
наказывает так людей за их зло: «Но земля растлилась пред лицем
Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел Господь Бог на
землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой
на земле». В шумеро-аккадском мифе больше красочных подробностей
(ссоры и споры богов вокруг потопа, их страх перед ими же развязанными
разрушительными силами, сцена, где «боги, как мухи», слетаются на
дым жертвоприношения), а Библии они не нужны. В ней остаётся лишь
притча о наказании грешника и спасении праведника.
Как библейский контекст видоизменяет мифы, делая
их непохожими на самих себя, так видоизменяет он и героический эпос.
Эпосу можно уподобить следующие за Пятикнижием Книгу Иисуса Навина
и Книгу Судей. Они описывают, как евреи завоевали Палестину и борются
с её коренным населением. Здесь и великие битвы, и великие подвиги
— но, в отличие от эпоса иных народов (например, сказаний о Гильгамеше
или поэм Гомера), внимание повествователя сосредоточено не на войнах,
а на том, ради чего ведутся они. А ведутся они во исполнение обещания
Господа отдать эту землю еврейскому народу, и тема верности Бога
Своему обещанию гораздо важнее, чем подробности богатырского молодечества.
Достоинство шумеро-аккадского героя Гильгамеша или греческого Ахилла
держится на их личной отваге, силе и воинском мастерстве. Библейские
герои — Иисус Навин, Гедеон, Самсон — побеждают потому, что за их
спиной стоит Божия воля . Это подчёркивается постоянно. Так, когда
Гедеон наби-рает войско для борьбы с мадианитя-нами, Бог велит ему
сделать свой отряд как можно меньшим: «...народа с тобою слишком
много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился
Израиль предо Мною и не сказал: „моя рука спасла меня"...». Важнейшие
для эпоса мотивы чести и славы, которые движут и Гильга-мешем, и
Ахиллом, для библейских персонажей просто не существуют. Единственный,
кому принадлежит заслуга побед, — Господь, и только Его имя подобает
славить.
|
Притча — назидатель-ный рассказ, служащий
подступом и иллюстрацией к нравственному предписанию.
|
«СЛУШАЙТЕ, НЕБЕСА, И ВНИМАЙ,
ЗЕМЛЯ»
Наиболее самобытный жанр древнееврейской литературы
— вероятно, Книги пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила).
Разговор о них нужно начать с самого слова «пророк». Сейчас его
обычно понимают как «прорицатель», «предсказатель будущего». Библейское
понимание пророчества шире. Пророк — человек, способный слышать
и передавать слова Господа. Эти слова, конечно, могут говорить и
о будущем; но обличение настоящего или напоминание о прошлом тоже
может быть пророческим. Пророки внесли в еврейскую религию (да и
вообще в человеческую культуру) новое понятие о вере, они отделили
праведность от внешних знаков благочестия. Ведь в начале любого
богопочитания лежит простейший принцип: «Ты мне — я тебе». Люди
рассуждали именно так я приношу жертвы, соблюдаю определённые предписания,
имею заслуги перед божеством, значит, могу рассчитывать на его помощь.
«Нет! — сказано в Книгах пророков. — Богу нужны не наши жертвы,
а наша справедливость». Вот Господь говорит пророку Амосу:
Ненавижу, отвергаю праздники
ваши |
и не обоняю жертв во время
|
торжественных собраний ваших....
|
Удали от Меня шум песней
твоих, |
ибо звуков гуслей твоих |
Я не буду слушать.
|
Пусть, как вода, течет суд,
|
и правда —
как сильный поток!..
|
Вы между тем суд превращаете
в яд |
и плод правды в горечь.
|
Пророчество было призывом к справедливости: пророки
учили, что милость Божия не продаётся, её нельзя купить, а можно
лишь заслужить. Поэтому слышнее всего в их речах обличение, и обычно
это обличение богатых и сильных:
Горе замышляющим беззаконие |
и на ложах своих придумывающим |
злодеяния,
|
которые совершают
утром на рассвете,
|
потому что есть в руке их сила! |
Пожелают полей, и берут их
силою, |
домов — и отнимают их...
|
|
(Из Книги
пророка Михея.)
|
назад
в начало 1
2 3
4 5
6
главная
далее
|