Энциклопедия. Всемирная литература.

Часть первая. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера.

Электронная библиотека Сафоновского Колледжа Информационных Технологий . Методическое пособие

Древним аэдам не приходилось искать каждое слово и детально придумывать каждую сцену, каждый эпизод: за много столетий у них выработался целый набор готовых «стройматериалов». Его унаследовали и рапсоды, поэтому в «Илиаде» и в «Одиссее» мы находим все приёмы эпической повествовательной техники. Когда требовалось упомянуть Ахилла (Ахиллеса), наготове было сочетание «Ахиллес быстроногий», которое легко укладывалось в конец гекзаметрической строки. «Илиада» содержит множество подобных примеров:

К ней обращаяся вновь,
говорил Ахиллес быстроногий.
(Здесь и далее перевод Н. И. Гнедича.)

Или:

Грозно взглянув на него,
отвечал Ахиллес быстроногий.

Когда надо было описать вооружение героя перед поединком или сам поединок, на выручку также приходили готовые «блоки». Вот как в «Илиаде» готовится троянец Парис, похититель Елены, к бою с её оскорблённым супругом Менелаем, царём Спарты:

И сперва наложил он
на белые ноги поножи
Пышные, кои серебряной
плотно смыкались наглезной;
Перси кругом защищая,
надел медяные латы...
Сверху на рамо набросил
ремень и меч среброгвоздный
С медяным клинком; и щит
захватил, и огромный и крепкий;
Шлем на могучую голову
ярко блестящий надвинул
С гривою конскою; гребень
ужасный над ним волновался...

Почти дословно то же самое повторяется уже в другом месте поэмы, когда речь идёт о Патрокле, ближайшем друге Ахилла:

И сперва положил он
на быстрые ноги поножи
Пышные, кои серебряной
плотно смыкались наглезной;
После поспешно броню
надевал на широкие перси...

А для описания поединка существовал свой трафарет:

Рек он — и, мощно сотрясши,
поверг длиннотенную пику,
И ударил жестоко
противника в щит круговидный:
Щит светозарный насквозь
пробежала могучая пика,
Броню насквозь, украшением
пышную, быстро пронзила
И, на паху подреберном,
хитон у Париса рассекла,
Бурная; он, лишь отпрянув,
погибели чёрной избегнул.

 

Так рассказывается о битве Менелая и Париса. И почти теми же словами — о поединке грека Аякса и троянского царевича Гектора, брата Париса. Только второе описание длиннее: поэт счёл нужным рассказать подробно, как был устроен щит Аякса.

Трафареты, которыми пользовался эпос, в том числе и удобные словосочетания («Ахиллес быстроногий», «Одиссей хитроумный», «божественный Гектор» и др.), учёные называют формулами. Они легко поддавались мелким изменениям, но общий принцип сохранялся. Формулы занимали в памяти эпического певца такое прочное место, что иногда вступали в противоречие со смыслом. Например, кони героя Антилоха в «Илиаде» названы «быстрыми» (это формула), а через несколько строк говорится, что те же кони «в бегу тяжелы». Неуместным кажется и эпитет «быстроногий», применённый к сидящему Ахиллу, но такова власть эпической формулы — иногда певец просто уступал ей.

 

Поножи (устар.) — латы, закрывавшие голень и подъём ступни.
Перси (старослав.) — грудь.
Наглезна — застёжка на лодыжке.
Рамо (старослав.) — плечо.
Рек (старосте.) — говорил, сказал.
Хитон — нижняя одежда в Древней Греции; льняная или шерстяная рубашка, без рукавов, подпоясанная с напуском.


Греческий воин. Изображение на вазе. V в. до н. э.

Были у эпоса и другие приёмы, помогавшие вести долгое повествование. Наиболее распространённый из них — каталог (от греч. «катало-гос» — «перечисление»). Перечисляются цари, войска, города, женихи и т. д. Слушатель получает множество сведений и заодно услаждает слух знакомыми именами и названиями. Самый знаменитый в гомеровском эпосе — так называемый «каталог кораблей», а точнее, каталог всего греческого войска, пришедшего под Трою (вторая песнь «Илиады»). Этот перечень очень длинный (около 400 стихов), но чётко построенный: имена вождей, города, в которых собиралось войско, история, связанная с вождём или городом, наконец, количество приведённых кораблей.

Град Аспледон населявших
и град Миниеев Орхомен
Вождь Аскалаф предводил
и Иялмен, Ареевы чада;
Их родила Астиоха
в отеческом Актора доме,
Дева невинная: некогда
терем её возвышенный
Мощный Арей посетил
и таинственно с нею сопрягся.
С ними тридцать судов
прилетели, красивые, рядом.

Подобная форма каталога — самая сжатая и, видимо, самая древняя. В «Илиаде» есть и более вольные, разнообразные и красочные перечисления: описание противников царя Агамемнона в одиннадцатой песни, соратников Ахилла — в шестнадцатой. На основе каталога построена и беседа Елены с троянскими старцами (третья песнь «Илиады»).

Если этот художественный приём встречается во многих древних эпосах, то развёрнутые сравнения характерны только для Гомера:

Вместе смешались победные
крики и смертные стоны
Воев губящих и гибнущих;
кровью земля заструилась.
Словно когда две реки
наводненные, с гор низвергаясь,
Обе в долину единую
бурные волны сливают,
Обе из шумных истоков
бросаясь в пучинную пропасть;
Шум их далёко пастырь
с утёса нагорного слышит,—
Так от сразившихся воинств
и гром разлиялся и ужас.

Гомеровские сравнения имеют общую особенность: в них те или иные явления и события военной жизни сопоставляются с жизнью мирной — человеческой или природной. Каждый грек знал, как шумят реки, как накатываются волны на скалы, как блеют овцы в закуте, но ему нелегко было представить богатырскую мощь троянских фаланг, невероятный шум сражения: ведь Троянскую войну вели сверхлюди — герои. Их эпоха давно ушла, и поэтому сравнения помогали эпическому певцу хоть как-то передать силу и величие никому уже по опыту не известной героической жизни.

назад
в начало
  1  2  3  главная
далее

Hosted by uCoz